"Царевна-лягушка": цитаты героев сказки
Одна из самых любимых русских народных сказок «Царевна-лягушка» – об идеальной невесте, подруге, жене. Это мудрая и верная спутница мужчины, прекрасная статью и лицом, умелая хозяйка. Фоном основной сюжетной линии выступают второстепенные лейтмотивы – об уважении к старшим (сыновней почтительности, согласии выполнить любую волю родителей), сострадании к ближнему (Ивана-царевича – к Старому старичку, Зайцу, Щуке, Селезню…), мудрости старших (Царь испытывает невесток заданиями), и о том, что не нужно встречать по одежке (чудесное превращение лягушки-квакушки в Василису Прекрасную).
Идеи сказки «Царевна-лягушка» раскрываются в таком сюжете. Царь приказывает сыновьям найти суженых, выстрелив из лука в чистом поле. По условиям царя-батюшки, жениться царевичи должны на девушках, в чьи дворы упадут стрелы. Повезло только старшим братьям, а младшему досталась в жены лягушка-квакушка. Царь испытывает своих невесток, поручая выполнить, одну за одной, все более усложняющиеся задачи. Лучше всех справляется с ними лягушка-квакушка, заочно понравившись свекру больше других невесток. А, когда Царь-батюшка приглашает сыновей с избранницами на пир, жена младшего сына является в образе Василисы Прекрасной, скинув лягушачью кожу. Иван-царевич, очарованный красотой и грацией своей супруги, тайно сжигает лягушачью кожу, но навлекает беду: Василиса Прекрасная исчезает. Поиски молодой супруги оканчиваются удачей: Иван-царевич, пройдя многие испытания, освобождает Василису из плена Кощея Бессмертного.
Цитаты главных героев
Идея и смысл сказки раскрываются в емких колоритных цитатах, большинство из которых – на устах у многих поколений наших соотечественников и являются некими пазлами нашего культурного кода.
Лягушка-квакушка:
«Бери (в жены), знать, судьба твоя такая»
«Что, Иван-царевич, невесел, голову повесил? Или горе какое?»
«Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»
«Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки» («Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела!»).
Примечательно, что, по сюжету сказки, именно проклятие отца («батюшки») Василиса Прекрасная была превращена в лягушку. Но это не меняет уважительного отношения девушки к укладу жизни своего родителя.
Лягушка-квакушка превращается в прекрасную царевну, меняется и риторика.
Василиса Прекрасная:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была»
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного...»
Иван-царевич:
«Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала» (сказано со скромностью человека, чьи достоинства не нуждаются в преувеличении)
«Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом»
«Ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала»
Цитаты второстепенных персонажей
(Автор снимка: Надежда Корчагина)
Царь:
«Куда стрелы упадут, там и судьба ваша» (повторяется посыл «чему быть – того не миновать, озвучиваемый и лягушкой-квакушкой)
«Эту рубашку в черной избе носить»
«В этой рубашке только в баню ходить»
«Ну, вот это рубашка - в праздник её надевать»
«Вот это хлеб, только в праздник его есть!»
Братья:
«Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес»
«Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра...»
Смысл этих слов, вложенных в уста братьев-царевичей, ставших крылатыми, можно передать другой крылатой фразой: «смеется тот, кто смеется последним».
Не менее колоритны высказывания и других персонажей, помогающие раскрыть суть сказки.
Старый старичок:
«Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?»
«Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать»
Медведь:
«Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь»
Селезень:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь»
Заяц:
«Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь».
Щука:
«Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синеё море!»
Баба-яга:
«Дело пытаешь или от дела лытаешь?»
«…нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт» (в разных интерпретациях, часто сокращенных, мы используем эту фразу, когда хотим показать сложность задачи).
Цитаты рассказчика
Очень украшают сказку сравнения, гиперболы и другие средства речевой выразительности, используемые рассказчиком:
«Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил»
«И выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье - частые звезды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать»
«Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные - пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрёсся».
«Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди»
«А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом - только гостей забрызгали, махнули другим - только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала»
«В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне»
«Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно».
«Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу».
«На печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос»
«Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно»
«Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости».
Эта удивительная мозаика слов, ставших крылатыми, учит нас быть лучше, добрее, мудрее, как и положено старой доброй сказке.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.